Версия для печати
Thursday, 23 April 2015 00:41

Об искусстве изготовления снастей в Каспийской столице

Оцените материал
(0 голосов)

«Каспийская столица» – так теперь называют Астрахань. Но для любителей половить рыбки и отдохнуть это и еще одна столица – рыбная. И настолько славится город этим промыслом, что порой и сети не выдерживают осетра. Однако профессионалы знают толк в снастях.

Русские рыболовные сети делались обычно из пеньковой или льняной пряжки, а поплавки из связок камыша-чакана, из кусков древесины или древесной коры. Для измерения самой крупной ячейки рыбак пользовался величиной собственной головы и плеч. Например, ячея осетровой сети должна была соответствовать мужской голове, а белужьей – плечам взрослого человека. Такой величины рыба водится только в Волге. Рыбаки сами вязали и чинили сети, пользуясь специальным инструментом – деревянной иглицей. В дальнейшем стало развиваться сетеснастное дело, вскоре оно превратилось в самостоятельное производство. Интересен тот факт, что артели по вязанию сетей, кручению веревок и канатов образовались в XIX веке в Тверской, Рязанской, Вятской губерниях. А первая в России пенькопрядильная и сетковязальная фабрика возникла в селе Решетиха Нижегородской губернии. Её основало торгово-промышленное товарищество, торговавшее в Астрахани, образовав затем сетевязальное производство, располагавшееся на Стрелке – в месте слияния Волги и Кутума. И уже в начале ХХ века благодаря астраханскому купцу Григорию Михайловичу Белугину расположился торговый дом на Косе «Белугин и сын», где продавались сети льняные, фильдекосовые, пеньковые, а также нитки машинной и ручной крутки, веревки, канаты, парусина, балберы.

В 1911 году сын Белугина и некий П. П. Бураков выкупили участок земли и приступили к строительству одноэтажного каменного помещения. Сейчас там и располагается фабрика. Ранее эта местность называлась Ямгурчевым городком, впрочем, название сохраняется и сегодня: один из кутумских мостов так и зовется в народе. В 1912 году на фабрику поступило пять сетевязальных машин французского производства. Одна из сохранившихся стоит на территории фабрики как символ её истории. В 1913 году был надстроен второй этаж. Рабочий день длился девять часов, и работали только женщины с перерывом на завтрак и обед в 15 минут. Зарплата зависела от количества выработанных узлов. В среднем это было 10–12 рублей, в то время, как килограмм белуги стоил 85 копеек, осетра – 1 рубль, воблы – 5 копеек, сельди – 9 копеек, а килограмм осетровой икры – 15–16 рублей.

Несмотря на то, что прошло уже более 100 лет, фабрика продолжает функционировать как музей.